Разговор с незримым. «Игры и шалости» Беллы Ахмадулиной

Белла Ахмадулина

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня на своем сайте я открываю новую рубрику  "Читаем вместе".

В этой рубрике мы с вами вместе будем пропускать через свое понимание и осознание прочитанные произведения.

Помните как в школе: "Что хотел до нас донести автор в этом произведении?".

Вы пишите стихи? 

Я никогда не писала стихи, стихотворения. Как-то не рождались они у меня.

Но я всегда чувствовала вибрацию стихов. Мне не важны были слова, рифмы, я считывала звучание стиха как мелодию. 

Не зная правил построения стихов я с раннего детства чувствовала то состояние, которое передавалось стихотворением.

А совсем недавно, наверное, с год назад попробовала писать и я. Четких, рифм не получается до сих пор, но зато я научилась входить в тот поток, то пространство, то состояние, в котором слова ложатся сами, как будто их кто-то мне проговаривает извне, а мне остается только записывать.

Но мои "стихотворения" нельзя назвать четко выстроенными по каким-то правилам. И рифма не всегда присутствует. Да и слова в тексте подбираются так, что понятен только мне глубокий внутренний смысл этих несочетаемых словосочетаний.

Через "мои" стихи со мной разговаривают. Через "мои" стихи разговариваю я. 

 

"Кто? С кем?" — спросите вы.

В ответ я приведу вам стихотворение Беллы Ахмадулиной "Игры и шалости". 

К кому обращается Белла в своем стихотворении, таком похожем своим звучаением и непонятностью на мои?

Белла Ахмадулина
Игры и шалости

Мне кажется, со мной играет кто-то.
Мне кажется, я догадалась — кто,
когда опять усмешливо и тонко
мороз и солнце глянули в окно.

Что мы добавим к солнцу и морозу?
Не то, не то! Не блеск, не лёд над ним.
Я жду! Отдай обещанную розу!
И роза дня летит к ногам моим.

Во всём ловлю таинственные знаки,

то след примечу, то заслышу речь.
А вот и лошадь запрягают в санки.
Коль ты велел — как можно не запречь?

Верней — коня. Он масти дня и снега.
Не всё ль равно! Ты знаешь сам, когда:
в чудесный день!- для усиленья бега
ту, что впрягли, ты обратил в коня.

Влетаем в синеву и полыханье.
Перед лицом — мах мощной седины.
Но где же ты, что вот — твое дыханье?
В какой союз мы тайный сведены?

Как ты учил — так и темнеет зелень.
Как ты жалел — так и поют в избе.
Весь этот день, твоим родным издельем,
хоть отдан мне,- принадлежит Тебе.

А ночью — под угрюмо-голубою,
под собственной твоей полулуной —
как я глупа, что плачу над тобою,
настолько сущим, чтоб шалить со мной.

1 марта 1981, Таруса

 

Слова песни из кинофильма "Ирония судьбы, Или с легким паром" "По улице моей который год…" тоже Беллы Ахмадулиной. 

О, одиночество, как ТВОЙ, характер крут,
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ТЫ замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным.

Я никогда не увлекалась поэзией. Но стихотворения Б.Ахмадулиной меня потрясли своей глубиной!

Видно сильно меня "зацепило", раз решила об этом поделиться с вами.

В каждый отдельный период нашей жизни, в каждое отдельное наше душевное состояние нами по-разному чувствуется и воспринимается та или иная информация. 

Вчера я еще и не знала о гении Ахмадулиной. А сегодня меня очень глубоко затронуло неуловимое общение Беллы с кем-то незримым и всемогущим. Значит, что-то откликнулось во мне.

Дорогие читатели, а как вы чувствуете стихотворения Беллы Ахмадулиной? Поделитесь, пожалуйста, с нами своими ощущениями или видением в комментариях.

Я знаю, что очень многие пишут стихи. И я этому восхищаюсь! А вы пишите стихи?

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
  • Евгения М

    Знаешь, я тоже всегда хотела написать стихи. Сейчас пишу, но они не всегда в рифму и понятны также скорее мне.
    Одно время сильно увлекалась Есениным, я не учила его стихи, они сами ложились на душу и запоминались. И всегда чувствовала его неуловимый, мистический разговор с собой и с жизнью…
    С тех пор стихов не читала)))) А сейчас вот с удовольствием приобщаюсь к творчеству драгоценной семьи)))

    • Наталья Иваненко

      Здорово! Я тоже всегда с удовольствием наблюдаю как раскрываются люди. И дело здесь даже не в таланте. Красиво!

  • ЕЛЕНА

    "О, одиночество, как твой характер крут!
    Посверкивая циркулем железным, 
    Как холодно ты замыкаешь круг,
    Не внемля утвержденьям бесполезным…"

    Я сначала решила, что ошиблась сама, но перепроверила по тексту — цитата перед Вами. Ахмадулина обращается к ОДИНОЧЕСТВУ! А в приведённой Вами цитате смысла нет, уж извините: не стала бы Белла говорить о "грубом характере" Того, кого Вы имеете в виду. Я сама поэтесса, и то, что мы лишь записываем то, что нам диктуют Высшие силы, мне знакомо. А Они такую фразу, поверьте, никогда не выскажут!

    • Наталья Иваненко

      Спасибо, Елена! У каждого из нас свое видение. Вы — поэтесса, я — эзотерический психолог.
      Да, зримо Белла обращается к одиночеству. Но что или кого она незримо имела ввиду под словом «одиночество»? Только она знает.
      Как-то на одном из семинаров тренер рассказывал, что женщина перестала писать стихи после того как стала жить в радости. Ей просто не о чем стало писать, ее вибрации повысились.
      Я не поэтесса, но уже давно общаюсь с тонким планом. В своем сихотворении Белла ОБРАЩАЕТСЯ, а не пишет то, что ей диктуют. Это разные состояния.
      Спасибо, Елена, за комментарий! Я восхищаюсь теми, кто пишет стихи.

  • Ия

    Хотелось бы немного пополемизировать с Еленой. Мне кажется, не все поэты записывают. Согласна, та же Цветаева была послана, чтобы передать какие-то невероятные образы, эпитеты, которые нельзя придумать обычному человеку, они посылаются свыше. А вот Ахматова, опять же по-моему ощущению, наоборот, посылала в Пространство свои выстраданные эмоции. Вот оно, выстраданное :»Я на правую руку надела перчатку с левой руки» и вот — посланное: «Все жаворонки — нынче вороны». Слышать -это дар, но и наказание. Ответьте, Елена, Вы всегда рады тому, что записываете? Не вгоняет ли Вас это в состояние, когда Вы не замечаете и не реагируете в полной мере на происходящее в действительности, не спите ночами, в голове невесть откуда пришедшие образы, обличенные в замысловатую словесную форму и Вы не можете от этого отделаться, в то время как близкие требуют внимания? Но есть те, кто сам вынашивает свои стихи. Сначала все прочувствует, а потом, как со стороны, берет и описывает: «Это кто-то другой, Это не я, я бы так не смогла». и если выстраданные стихи воспринимаются однозначно, потому что там и нет двойного смысла, там только когда-то с кем-то происшедшее, то надиктованные каждый читает по-своему, причем в разный период жизни по-разному. Мне снятся «картинки» и когда я показываю наброски знакомым, они в них видят каждый свое и просят объяснить, а я сама их отгадываю… Согласна, Ахмадулина записывала и отсюда такие разногласия. По мне, так круг — это вообще мягко и гуманно, а одиночество ломает и кромсает весь мир и ты остаешься на каком-то остром осколке, к которому и подойти-то страшно, потому как пораниться можно, а круг очерчивает человек, который тебя оставляет, это не одиночество, это он больше не вхож в твой мир. Никто не лишает тебя права расширять границы своего круга, впускать в него кого-то. Так что в настоящий момент жизни, я чувствую не так сглажено, как Белла. А вообще, спасибо тебе, Наталья, за такую интересную рубрику. Наверное, перечитывая и сравнивая ощущения от прочитанного, анализируешь и свое состояние, почему тебя зацепило тогда это, а теперь то. Почему то, что казалось интересным раньше, теперь отошло на второй план или вообще осталось незамеченным…Это полезно. Да и вообще «слова у нас, до самого важного, в привычку входят, ветшают как платье».. Их проветривать надо, перетряхивать и переосмысливать… Еще раз спасибо, за предоставленную возможность поделиться и обсудить.

  • Марина

    Наталья, незримый и всемогущий, к которому обращается Белла Ахмадулина — это гений! Пушкин! Прочитайте стихотворение Пушкина «Зимнее утро», и попробуйте проанализировать «Игры и шалости»

    • Наталья Иваненко

      Марина, только Белла знала, к кому она обращалась. А каждый из нас: и Вы, и я, и остальные только можем догадываться каждый по-своему.