Рождественский пост. Духовная суть поста. Как правильно молиться

рождественсий пост

Приветствую вас, дорогие читатели!

У христиан сейчас идет Рождественский пост.

После долгих лет советского атеизма люди на постсоветском пространстве медленно возвращаются к Богу, к вере.

Кто-то знакомится с духовным миром через религию, кто-то самостоятельно.

Рождественский пост – это один из религиозных христианских событий.

И для многих Рождественский пост, также как и многие другие посты, ассоциируется с ограничениями в питании (не есть мясную, молочную пищу, яйца и др.), а также не грешить и молиться.

Для себя я поняла, что современный человек, который где-то в душе верит в Высшие Силы, в Бога, во Всевышнего (каждый по-своему называет имя того, в кого или во что он верит), умеет только иногда ставить свечку в храме или даже искупаться в крещенской купели. А если решается соблюдать пост, то весь его пост сводится только к ограничении себя в питании пищи животного происхождения.

Нас не учили, как правильно соблюдать пост.

Нас не учили духовной составляющей любого поста.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

На мой взгляд, самое важное в любом посте пройти путь очищения души и тела физического.

Тело физическое очищается через ограничение в питании.

Душа очищается через искреннюю молитву, чистые помыслы и житейское смирение.

Но при этом, я реально смотрю на жизнь.

В нашем современном мире, ограничение себя в питании в том ритме жизни, в котором многие из нас живут, может пагубно сказаться на работе всего организма. Мы наше тело физическое не очистим, а обесточим. Я имею ввиду сейчас разумное, правильное питание, а не переедание и поглощении фаст-фудов.

календарь Рожденственского поста

Что касается житейского смирения, то человеку, для которого в обычной жизни совершенно естественно сплетничать, осуждать, грубить, злиться, будет трудно и неестественно этого не делать в дни поста. Хотя попробовать можно.

И вот здесь нам с вами, дорогие друзья, поможет молитва.

Под молитвой я понимаю искренние слова обращенные из вашей души ко Всевышнему.

На мой взгляд, для современного человека в дни поста важнее всего именно это общение с духовным миром, дабы восстановить связь с незримым, тонким миром.

Но, опять, мы спотыкаемся. И молитву читаем «для галочки».

Молитва – это не заученные или читаемые из молитвослова слова.

Молитва – это ваш искренний разговор со Всевышним!

Для тех же, кто понимает, что хотел бы приобщиться к соблюдению Рождественского поста, но пока не может переступить свои жизненные устои, не знает, как молиться или боится этого, советую простой путь для того, чтобы аккуратно прикоснуться к духовному миру.

Читайте книги, написанные священослужителями.

В этих книгах множество жемчужин духовной мудрости, которые заставляют задуматься, которые открывают то, о чем мы даже не подозревали.

Я предлагаю вам для прочтения (или прослушивания) книги, которые сама прочла:

Архимандрит Тихон «Несвятые святые» и другие рассказы»

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Я полюбил страдание…»

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело»

Святой праведный Иоанн Кронштадский «Моя жизнь во Христе»

«Преподобный Феодосий Кавказский»

Все эти книги есть в электронном и аудио-виде в Интернете.

На протяжении последней недели я слушаю ауди-книгу «Несвятые святые» Архимандрита Тихона, прочитанную ранее, и перечитываю «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадского.

Каждый из нас идет к Богу своим путем.

Но в этом пути важнее всего искренность и доверие!

Предлагаю вам несколько записей из книги «Моя жизнь во Христе» о том, как надо правильно молиться:

Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце, но сделай и постоянно делай себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь; сердце твое будет противиться этому — иногда леностью и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда сомнением и неверием, каким-то внутренним огнем и теснотою, иногда рассеянностью и уклонением к каким-либо земным предметам и попечениям, иногда припамятованием обиды от ближнего и чувством мщения и ненависти к нему, иногда представлением удовольствий света или представлением удовольствия от чтения романов и вообще светских книг, — не будь самолюбив, побеждай сердце свое, дай его Богу в жертву благоприятную: даждь ми, сыне, твое сердце [Притч. 23, 26], — и твоя молитва сроднит, соединит тебя с Богом и со всем небом, и ты исполнишься Духом и плодами Его: правдою, миром и радостью, любовью, кротостью, долготерпением, сердечным умилением. — Тебе хочется скоро кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному телу? Сердечно помолись, и заснешь самым спокойным, тихим и здоровым сном. Не поторопись же помолиться кое-как: выиграешь на полчаса молитвы целых три часа самого здорового сна. На службу или на работу торопишься? Вставай раньше, не просыпай — и помолись усердно — стяжешь спокойствие, энергию и успех в делах на целый день. Рвется сердце к делам житейской суеты? Преломи его; пусть будет сокровище его не суета земная, а Бог: научи сердце свое более всего прилепляться чрез молитву к Богу, а не к суете мира, да не посрамишься во дни болезни твоей и в час смерти твоей, как богатый суетою мира и нищий верою, надеждою и любовью. Если не будешь так молиться, как я сказал, то не будет у тебя преуспеяния жития и веры и разума духовного.

Как читать молитву:

Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит; чувствовало истину того, о чем говорит, — а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностью и в тоже время богоугодно, так как поспешность не вредит истине (искренности) молитвы. Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском.

Следующая запись:

Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас:приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене [Мф. 15, 8]. Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце [Притч. 23, 26]; потому что сердце — главное в человеке, жизнь его; больше — сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем — тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души — то же, что земля. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум.

Иоанн Кронштадский через всю книгу красной нитью пронес мысль, что «весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце — лукавое маловерие или неверие, устами как будто близок человек к Господу, а сердцем далек».

Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах. Не вознеради нимало на св. молитве, всю скажи Господу от сердца, виждь, она — дело Божие. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; возложив руку на рало, не зри вспять [ср. Лк. 9, 62]. Допустивши молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь (если на ночь молитвы), пока не выплачешь своего греха пред Богом. Не со всеми это бывает, а с усовершившимися. Смотри же, выше Бога плоти своей не ставь, а пренебреги для Него и покоем телесным. Какое молитвенное правило взялся исполнить (если длинное молитвенное правило, то исполняй хорошо все правило; если короткое — тоже), исполни его со всею добросовестностию, и не исполняй дела Божия сердцем раздвоенным, так чтобы одна половина принадлежала Богу, а другая плоти своей. Ревность Господа Бога не потерпит твоего лукавства, твоего самосожаления. Предаст Он тебя диаволу, и диавол не даст покоя сердцу твоему за пренебрежение к Тому, Кто есть истинный покой твоего сердца и Кто будет всегда делать это для твоей же пользы, для того, чтобы удержать твое сердце в близости к Богу, потому что каждая неискренняя молитва удаляет сердце от Бога и вооружает его на самого человека и, напротив, каждая искренняя молитва приближает сердце человеческое к Богу и делает его присным Богу. Итак верь слову: поторопишься на молитве для покоя телесного, чтобы отдохнуть скорее, а потеряешь и телесный покой и душевный. Ах! какими трудами, потом и слезами достигается приближение сердца нашего к Богу; и неужели мы опять будем самую молитву свою (небрежную) делать средством удаления от Бога, и Бог ли не возревнует об этом? Ведь Ему жаль и нас и наших трудов прежних, и вот Он хочет заставить нас непременно обратиться к Нему Опять от всего сердца. Он хочет, чтобы мы всегда принадлежали Ему.

И еще одна запись. Эту запись я перечитывала несколько раз, пока эта мудрость прошла через мое сознание и понимание.

Если хочешь молитвою испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней: тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сумняся, потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих! Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете [Мф. 21, 22], и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимете. Аще имате веру, и не усумнитеся, еще говорит Он, то и горы можете переставлять [Мф. 21, 21]. Значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит же (каждый человек) верою, ничтоже сумняся, говорит Апостол Иаков… да не мнит сумняйся, яко приимет что от Бога. — Муж двоедушен неустроен во всех путех своих [Иак. 1, 6 — 8]. Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение — хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, — что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [cр. Мф. 9, 28] И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее — от Бога получило бытие, потому что без Него ничтоже быстъ, еже бысть [Иоан. 1, 3], и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие, или по Его воле или допущению бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей, — и во всем сущем и бывающем Господь полновластный Владыка. Кроме того. Оннарицает и не сущая, яко сущая [Рим. 4, 17]; значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворив его. 2) Я прошу возможного, а для Бога и наше невозможное — возможно; значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок окольными путями доходит до истины: вера — средство сообщения духа с духом, а рассудок — духовно-чувственного с духовно-чувственным и просто материальным; та — дух, а этот — плоть.

И в завершении предлагаю вам, дорогие читатели, посмотреть «экранизированную» притчу «Немая молитва».

Какие инсайты посетили вашу душу?

Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях. Возможно для кого-то данная статья окажется актуальной именно сейчас!

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz