«Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского: о вере в Бога

Братья Карамазовы

Приветствую вас, дорогие читатели!

Какая-то догадка не давала мне покоя и с трудом пыталась сформироваться в мысленный образ по мере прочтения мной романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Где-то в глубине меня родился вопрос, который я не могла сформулировать.

В ходе прочтения романа меня что-то зацепило. Зацепило очень глубоко. Но я никак не могла понять что именно.

И вот, дочитав книгу почти до конца, мой вопрос и моя догадка как будто всплывают из глубины и становятся ясными и понятными.

— Так верил Достоевский в Бога или все-таки нет?

Понятно, что через истории и характеры своих героев писатель выражает свои взгляды, принципы, ценности, убеждения. И в том числе веру или неверие в Бога.

Противоречивые взгляды на веру в Бога героев романа показывают ту внутреннюю борьбу, которая жила в самом Достоевском.

Ф.М. Достоевский провел несколько лет на каторге в Омске. У нас в Омске есть музей, посвященный Достоевскому.

Конец 19 века. Россия православная. Церковь, религия – атрибуты веры в Бога.

Но сбили меня с толку не метания писателя между верой или неверием в Бога.

А (вот здесь у меня был инсайт) растождествление церкви и религии с самой верой в Высшие силы, в Бога!

Для конца 19 века, когда в России вера в Бога отожествлялась с религией, и имела высочайшее значение в жизни человека любого сословия и возраста, мысли Достоевского, изложенные словами героев романа, показывают нам о существующей связи писателя с Духом!

Ф.М. Достоевский не просто верил в Бога, как православная Россия.

У него был выстроен духовный канал связи с Духом, с Богом!

Чувствование именно этого факта мне и не давало покоя, пока я его не осознала.

Теперь я понимаю, почему в книге присутствуют и верующие, и неверующие, и те, кто мечется в вере в Бога. А также схимники.

Через введенного героя-схимника Зосиму Достоевский показывает нам свое расширенное духовное сознание, свою связь с Духом.

Человек религиозно верующий в Бога не смог бы написать те откровения, которые передает нам автор словами схимника Зосимы.  

Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя – увы, почти всяк из нас! Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам. Горе оскорбившему младенца. А меня отец Анфим учил деток любить: он, милый и молчащий в странствиях наших, на подаянные грошики им пряничков и леденцу, бывало, купит и раздаст: проходить не мог мимо деток без сотрясения душевного: таков человек.

***

Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой али смиренною любовью?» Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен. Вот ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный, со скверным словом, с гневливою душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть, ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастет оно, пожалуй, а все потому, что ты не уберегся пред дитятей, потому что любви осмотрительной, деятельной не воспитал в себе. Братья, любовь – учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить может, и злодей полюбит. Юноша брат мой у птичек прощения просил: оно как бы и бессмысленно, а ведь правда, ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается. Пусть безумие у птичек прощения просить, но ведь и птичкам было бы легче, и ребенку, и всякому животному около тебя, если бы ты сам был благолепнее, чем ты есть теперь, хоть на одну каплю да было бы. Все как океан, говорю вам. Тогда и птичкам стал бы молиться, всецелою любовию мучимый, как бы в восторге каком, и молить, чтоб и они грех твой отпустили тебе. Восторгом же сим дорожи, как бы ни казался он людям бессмысленным.

***

Да и многое из самых сильных чувств и движений природы нашей мы пока на земле не можем постичь, не соблазняйся и сим и не думай, что сие в чем-либо может тебе служить оправданием, ибо спросит с тебя судия вечный то, что ты мог постичь, а не то, чего не мог, сам убедишься в том, ибо тогда все узришь правильно и спорить уже не станешь. На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом. Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. Мыслю так.

***

А меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что, как его нет? Что, если прав Ракитин, что это идея искусственная в человечестве? Тогда, если его нет, то человек шеф земли, мироздания. Великолепно! Только как он будет добродетелен без Бога-то? Вопрос! Я все про это. Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? Кому благодарен-то будет, кому гимн-то воспоет? Ракитин смеется. Ракитин говорит, что можно любить человечество и без Бога. Ну это сморчок сопливый может только так утверждать, а я понять не могу. Легко жить Ракитину: «Ты, – говорит он мне сегодня, – о расширении гражданских прав человека хлопочи лучше али хоть о том, чтобы цена на говядину не возвысилась; этим проще и ближе человечеству любовь окажешь, чем философиями». Я ему на это и отмочил: «А ты, говорю, без Бога-то, сам еще на говядину цену набьешь, коль под руку попадет, и наколотишь рубль на копейку». Рассердился. Ибо что такое добродетель? – отвечай ты мне, Алексей. У меня одна добродетель, а у китайца другая – вещь, значит, относительная. Или нет? Или не относительная? Вопрос коварный! Ты не засмеешься, если скажу, что я две ночи не спал от этого. Я удивляюсь теперь только тому, как люди там живут и об этом ничего не думают. Суета!

Я прочла роман с огромным удовольствием.

Ф.М. Достоевский очень живо описывает события, характеры, чувства и эмоции героев.

Читаешь книгу, и перед глазами мелькают живые картинки.

Сам писатель определил книгу как «роман о богохульстве и опровержении его». Книга явилась попыткой Достоевского «решить вопрос о человеке», «разгадать тайну» человека, что означало «решить вопрос о Боге».

Вы читали этот роман? Если еще нет, то хотели бы прочитать?

Читаем и в комментариях делимся впечатлениями.

К каким размышлениям привела вас книга?

Через социальные сети приглашаем друзей к совместному прочтению романа и обмену комментариями.

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
  • http://facebook.com/profile.php?id=100002553065131 Наталья Иваненко

    «Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим.
    Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он см себе обиду навыдумывал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картинку создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает см это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»
    Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»