Отпуск в Петербурге. День 3. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

невский

"Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла"

Известный историк искусства Н.Н. Врангель

Приветствую вас, дорогие читатели!

Отпуск, казалось, был уже очень давно, а воспоминания о поездке в Питер еще живы.

Итак, продолжаю вспоминать свое путешествие и делиться эмоциями, озарениями и новой для себя информацией.

Гостиница «Москва», в которой мы остановились, находится возле Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Как же не воспользоваться случаем и не посетить одну из жемчужин Санкт-Петербурга.

Знакомство с Александро-Невской Лаврой мы начали с Лазаревского кладбища – Некрополя XVIII века, самое старое из сохранившихся кладбищ Санкт-Петербурга. Его история начинается с 1717 года.

При Петре I для совершения захоронения на Лазаревском кладбище требовалось личное разрешение императора.

Со временем Лазаревское кладбище стало самым привилегированным кладбищем Петербурга.

Здесь нашли свое последнее пристанище представители аристократических фамилий (Апраксины, Белосельские-Белозерские, Гагарины, Голицыны, Долгорукие, Мещерские, Разумовские, Салтыковы, Столыпины, Шуваловы и др.), императорские фавориты и фаворитки (Е.Р. Воронцова (Полянская), П.В. Завадовский, А.Я. Охотников), влиятельные вельможи (М.Н. Муравьев, Н.С. Мордвинов, А.В. Олсуфьев), талантливые ученые и литераторы (М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин), прославленные военачальники (В.Я. Чичагов, П.И. Ханыков).

Одним из последних стало захоронение в 1915 году выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте.

В 1919 году кладбище было закрыто для погребений, и в начале 1930-х годов на его основе стал создаваться музей художественных надгробий.*

Основной целью посещения этого некрополя для нас было желание посмотреть захоронение М.В. Ломоносова, т.к. наша дочь Маша учится в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Некрополь – от греческого «город мертвых», одним словом, кладбище.

И тяжелые надгробные камни, статуи, все несет отпечаток и тень смерти.

Надгробие М.Ломоносова оказалось скромным, но выделяющимся среди общей серости надгробных плит  своей белизной.

Повторюсь, кладбище – есть кладбище, и в фокусе сознания держалось, что под этими надгробиями, глыбами камней покоятся когда-то жившие люди.

Надпись над одним из надгробий заставила меня остановиться. И пока дочь с мужем ходили по кладбищу и разыскивали могилу жены Пушкина – Натальи Ланской, я не могла отойти от надгробия князю Борису Голицыну.

На восточной стороне гранитного камня выбито:

Ни тяжкая земля, ни камень гробовой 

Души без смертныя не окуютъ  полета. 

Она, как узница отъ цъпи роковой,

Летитъ въ безбрежну даль сiянiя и свъта.

На южной стороне стихотворная эпитафия:

Земная жизнь какъ тяжкiй

плънъ стъсняетъ; 

Удълъ земли — мятежъ и суэта; 

Но въ дебряхъ жизни сей, нас

грустныхъ, утешаетъ 

Животворящее сiянiе креста; 

За нимъ, христiянинъ – отринь

сей жизни бремя!

За нимъ туда, где зародилось время!

Отколь связуетъ все цъпь

древняя въковъ,

Тъбя какъ сына, тамъ ждетъ

въчная любовь.

Я стояла, как зачарованная, и перечитывала, перечитывала слова, выбитые дореволюционными, старорусскими буквами, от чего трудно было сразу уловить общий смысл эпитафии.

Но что-то же меня остановило. Что-то же меня заставило перечитывать и перечитывать слово за словом, пытаясь что-то осознать и разглядеть что-то незримое.

Я достала ручку и на путеводителе! по некрополю записала эту надгробную надпись современными буквами, вот что получилось:

Ни тяжкая земля, ни камень гробовой 

Души без смертной не окуют  полета. 

Она, как узница от цепи роковой,

Летит в безбрежную даль сияния и света.

Земная жизнь, как тяжкий плен стесняет;

Удел земли – мятеж и суета;

Но в дебрях жизни сей, нас грустных, утешает

Животворящее сияние креста;

За ним, христьянин – отринь сей жизни бремя!

За ним туда, где зародилось время!

Отколь связует всё цепь древняя веков,

Тебя, как сына, там ждет вечная любовь.

 

1822 год. Вера и знание о Вечном! Полет освободившейся от земных оков Души туда, где зародилось время!

2012 год. Те знания и вера, которые жили в верующих людях 200 лет назад, начинают открываться в настоящем времени.

Сегодня открыты двери церквей, храмов и соборов. Открытым стало для каждого из нас вероисповедание.

Все больше людей читают ченнеленги.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 года № 84-р утвержден план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики".

Мы прошлись по Некрополю — музею Мастеров искусств.

В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас.

Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). 

Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда музей обеспечил охрану и укрытие памятников. От прямого попадания авиабомбы пострадало только одно надгробие — актрисы В.Н. Асенковой.

Перезахоронения продолжались до середины 1950-х гг. В это же время в Некрополе мастеров искусств, получившем статус своеобразного городского Пантеона, нашли упокоение некоторые выдающиеся современники: ученые С.В. Лебедев, В.Г. Хлопин, художник М.И. Авилов, актеры Ю.М. Юрьев, П.З. Андреев, Н.К. Черкасов и др.

Проект реконструкции кладбища предполагал сосредоточение представителей каждого вида искусств в одном месте.

Так, композиторы и музыкальные деятели были перезахоронены в основном на Композиторской дорожке у северной ограды некрополя.

Туда же перенесли памятники, находившиеся в других частях старого Тихвинского кладбища: М.И. Глинки, А.С. Аренского, М.А. Балакирева.

Артистов перезахоронили в центральной части некрополя, художников и скульпторов в западной части, где почти не сохранилось старых памятников.

Закономерно, что именно сюда в 1972 году был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г. Глазунова.

Рядом с надгробием Ф.М. Достоевского в 1968 году нашли упокоение его жена, Анна Григорьевна, прежде похороненная в Ялте, и внук — А.Ф. Достоевский.

Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 г. выдающийся театральный режиссёр Г.А. Товстоногов.*

* — по материала сайта http://www.lavraspb.ru/

По некрополю сегодня, как по музею, водят иностранные экскурсии.

Экскурсоводы, останавливаясь почти у каждой могилы, на разных языках рассказывают о том, кто здесь покоится.

Да, надгробия изумительные, уникальные, но под ними когда-то жившие русские люди, выдающиеся личности, гении и таланты.

Кладбище – есть кладбище. Но память век от века жива!

Поделиться с друзьями:

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz